1 | 2 |
3
| 4 | 5 |
6 |
7 |
8 |
9 | 10
| 11 | 12
| 13 | 14 | 15 | 16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26
XVII век: Сергий - освободитель
Руси
Начало XVII века - одно из самых страшных времён для России. Эта эпоха вошла
в историю под именем «смутного времени». Вот как пишет о нём церковный историк
Михаил Толстой: «Беспрестанное нарушение долга и присяги, низвержение царей и
святителей, цареубийство, измена становятся делом обыденным, обыкновенным.
Верность считается преступлением, измена и воровство заслугою; разрываются все
связи общественные и даже семейные; святость крестного целования, любовь к
Отечеству, честь и совесть исчезают, как бы бесследно, на земле Русской; престол
царский сиротеет и предлагается изменниками иноземцам; вера православная
колеблется...» А вот слова современника, Симона Азарьина: «Московское
государство было вконец разорено богопротивными, все были побиты - от мала до
велика, прочие же разбежались по всей Русской земле, словно овцы, не имеющие
пастыря, скитались по городам и сёлам и пустынным местам, переходя с места на
место, ища, как бы спастись от горькой смерти. Беду эту неописуемую не может
изобразить язык человеческий... Но не будем больше говорить об этом, потому что
все и сами помнят то печальное время». Безвластие, мятежи, раздоры, появление
лжецарей, под именем убитого царевича Димитрия, и сперва замаскированные попытки
Польши захватить Русь, а потом и прямая война.
В Смутное время обитель преподобного Сергия стала оплотом Москвы и
«лучезарным венцом подвигов доблестных», как выражается тот же историк.
Осенью 1608 года войска Лжедмитрия II осадили Троицкий монастырь. Захватить
его хотели по многим причинам: обитель была важной твердыней на путях от Москвы
на северо-восток, да и лакомым куском: здесь хранились собранные веками
сокровища, драгоценные вклады царей и князей в обитель преподобного Сергия. Но
главное - Троицкие монахи стремились сплотить русских людей в борьбе за
Православие, за верность Отечеству. Из обители посылались во множество русских
городов грамоты с призывом объединиться, твёрдо стоять против безбожников и
мужественно бороться за Православную Русь.
В Троицкой обители было тогда около 300 человек братии; среди монахов были и
бывшие в миру воинами. Кроме того, для защиты обители был прислан отряд с
несколькими воеводами, а также собрались жители окрестных селений. Всего
набралось около двух с половиной тысяч человек.
А войско, пришедшее под стены обители, насчитывало около пятнадцати тысяч.
Да, у обители были мощные стены, приспособленные для осады. Но часть укреплений
была непрочна. Особенно обветшала западная стена монастыря. Для осады крайне
важны запасы продовольствия, а их было не так много. Итак, ни число воинов, ни
укрепления, ни запасы не могли обеспечить защиты. Надежда оставалась на Бога и
на преподобного Сергия.
Знаменательно, что осада монастыря началась ко дню памяти Преподобного, 25
сентября. Много позже Гитлер напал на Россию в день Всех святых, в земле
Российской просиявших, - и после долгой кровавой войны Россия победила. А при
жизни преподобного Сергия великая Куликовская битва состоялась в день Рождества
Пресвятой Богородицы - и кровавая эта битва, где положили головы столько русских
людей, стала началом освобождения Руси, Дома Пресвятой Богородицы, от
татаро-монгольского ига.
Со слезами встречали день преставления Преподобного в обители, но с верой и
без уныния. Все собравшиеся в обители - монахи, воеводы, дворяне, стрельцы,
слуги монастырские и крестьяне - молились Богу о защите от супостатов и принесли
присягу сидеть в осаде без измены.
Военачальники неприятельского войска, Сапега и Лисовский, прислали грамоту:
обещали при сдаче милость Лжедмитрия и грозили истреблением в случае упорства.
Осажденные постановили: «Наша надежда - Пресвятая Живоначальная Троица; наша
стена и покров - Пресвятая Богородица Мария; помощники наши и молитвенники о нас
к Богу - преподобные отцы наши Сергий и Никон». «Не изменим ни вере, ни царю,
хотя бы вы предлагали нам и всего мира сокровища», - ответили они в письме к
полякам и изменникам.
Начались приступы врагов и вылазки защитников монастыря. Осаждённые
мужественно встречали и отражали нападающих.
Через месяц осады преподобный Сергий явился во сне пономарю Иринарху и
предупредил о новом приступе врагов.
Позже казаки, служившие в литовском войске против Сергиевой обители,
рассказывали, как видели они, что вдоль монастырских стен ходили два старца с
седыми бородами и светозарными ликами. У одного из них было золотое кадило, над
кадилом - Животворящий крест, и он кадил свою обитель и осенял крестом её стены.
А другой старец окроплял обитель и стены святой водой из чаши. Видели это многие
казаки и литовцы, пытались стрелять в старцев из луков, но стрелы отскакивали и
возвращались обратно.
То были преподобные Сергий и Никон.
Вскоре узнали, что под монастырь ведётся подкоп, но не знали откуда.
Осаждённых охватил страх, они начали готовиться к смерти:
исповедоваться,
причащаться Святых Тайн. С каждым часом ждали взрыва. В это скорбное время
явился настоятелю преподобный Сергий, молящийся перед храмовой иконой Пресвятой
Троицы (письма Андрея Рублёва), и по окончании молитвы сказал: «Бодрствуйте и
молитесь. Всесильный Господь, по множеству щедрот Своих, ещё милует вас и даёт
вам время на покаяние». Осаждённые ободрились, а неприятель, возобновивший
нападение, был отражён с уроном.
Несколько раз являлся в эти дни преподобный Сергий монахам своей обители;
видели его перед утреней ходящим по монастырю и зовущим братию в церковь.
Ободренные защитники обители вышли за три часа до рассвета 9 ноября в трёх
отрядах, разными путями, на штурм.
Раздался боевой клич. Это было громогласное общее:
- Сергиев! Сергиев!
Неприятель был опрокинут, его гнали по восточной и южной сторонам монастыря.
Тут-то обнаружилось и устье подкопа, который вёлся под монастырь. Двое
монастырских крестьян, Никон Шилов и Слота, взорвали его, пожертвовав своими
жизнями.
Весь день длилось сражение, с переменным успехом и при многих утратах. Воины
монастырские захватили многие укрепления и восемь больших пушек противника,
много мелкого оружия. Вернувшись уже поздно вечером с добычей в стены обители,
первым делом отслужили молебен. До полуночи возвещал торжество колокольный звон.
Но осада продолжалась, с конца ноября 1608 года по май 1609 - без активных
военных действий неприятеля, «на измор». Вскоре в осаждённом монастыре начались
цинга и эпидемии, которые выкашивали множество людей. 29 марта 1609 года царевна
Ксения Годунова, бывшая среди осажденных, писала, что каждый день «хоронят
мертвых человек по двадцати, и по тридцати, и больше». Некому стало ухаживать за
больными, священники не успевали отпевать умерших. Нечего было и думать о новых
вылазках: число защитников монастыря сократилось более чем втрое. А помощи
ниоткуда не было. Положение становилось всё безнадёжнее.
Но Божией помощью и со знамениями от преподобного Сергия удалось выстоять до
конца весны, когда цинга ослабла. Готовились к нападению неприятеля все, мужчины
и женщины: кипятили смолу и вар, таскали известь и камни на стену. Так встретили
жестокий приступ неприятеля 28 июня. Те, кто не участвовал в самом сражении, в
это время молились в храмах обители. Приступ длился с полуночи до полудня, но
был отбит, хотя защитников оставалось уже совсем мало.
В ночь этого приступа Преподобный вновь явился пономарю Иринарху и сказал:
- Передай братии и всем ратным людям, чтобы они не скорбели о том, что нельзя
послать известие в Москву. Я от себя послал в Москву, в Дом Пресвятой Богородицы
и к московским чудотворцам, чтобы совершить молебны, трёх учеников своих -
Михея, Варфоломея и Наума, в третьем часу ночи. Видели их и враги ваши, литовцы.
И верно, нашлись люди, видевшие этих трёх таинственных всадников в монашеских
схимах. «Дом Пресвятой Богородицы» - это Успенский собор Московского Кремля,
сердце Москвы. Главная битва шла не на земле, и таинственные послы Преподобного
вызывали не воинскую подмогу, а помощь святых покровителей Москвы.
Осенью на подмогу к обители прорвался отряд из девятисот человек, а в январе
- ещё из пятисот. И, наконец, под угрозой подходившей армии полководца Михаила
Скопина-Шуйского 12 января 1610 года польский воевода Сапега снял войска из-под
стен монастыря и бежал.
Осада Троицкой обители длилась с 23 сентября 1608 по 12 января 1610 года -
477 дней, 15 с половиной месяцев.
Победа над польско-литовскими захватчиками связана для нас с именами Минина и
Пожарского, памятник которым стоит на Красной площади Москвы. Но что вдохновил
эту победу именно преподобный Сергий, знают немногие.
Первое ополчение против Лжедмитрия и поляков, собранное под сильным влиянием
писем и грамот Троицкого архимандрита Дионисия, быстро распалось. Архимандрит
Дионисий и келарь Троицкой обители Авраамий Палицын продолжали призывать народ
на борьбу с врагом, но положение оставалось ужасным.
В Нижнем Новгороде жил благочестивый и горячий сердцем человек - мясник
Козьма Минин. Он болел душой за гибнущую Отчизну и горячо молился Богу, - даже
завёл в доме особую комнату, куда иногда уходил на ночь, а то и на многие ночи
молиться в уединении. И вот однажды, когда он спал в этой своей домашней келье,
явился ему чудотворец Сергий и повелел:
- Собирай казну, нанимай ратных людей и веди их на освобождение Московского
государства!
В трепете проснулся Козьма Минин. «Какой странный и страшный сон! Мне ли
собирать войско? Я не князь и не воин, я простой мирный человек, и никогда
ничего подобного и подумать бы не мог!» И он решил, что это лишь смущающий его
сон, а принимать его всерьёз было бы безумной гордыней.
Ho спустя некоторое время вновь явился ему преподобный Сергий и сказал с
укором:
- Разве я не говорил тебе? Такова воля Божия - помиловать православных
христиан и от раздирающих мятежей привести к тишине и миру. Потому-то я и велел
тебе собрать казну и нанять ратных людей, чтобы они, с Божией помощью, очистили
Московское государство от безбожников и мятежников. Только знай: старшие не
возьмутся за такое дело, а младшие начнут его, и всё придёт к благому
завершению.
И вновь Козьма проснулся «в трепете и великом ужасе, и почувствовал, что все
внутренности его сдавлены», - общая русская беда теперь коснулась всего его
существа, стала его настоящей болью. Скрученный этой болью и этой великой
ответственностью - он не мог не понять, что тут не сон, не мечтание, а правда и
его настоящий долг! - Козьма молился преподобному Сергию об исцелении и клялся
исполнить всё, что тот повелел.
Но как исполнить? Как начать простому человеку великое дело спасения России?
Но оно уже было начато преподобным Сергием - через Козьму. «И вот, по Божьему
промыслу, избрали его всем городом в земские старосты», - рассказывает списатель
чудес преподобного Сергия и современник Козьмы Минина Троицкий монах Симон
Азарьин. Теперь Козьма был не простым горожанином, а попечителем обо всех делах
Нижнего Новгорода. И он стал убеждать нижегородцев, что главное их дело - это
дело всероссийское. «В земской избе и везде, где он бывал, он обращался ко всем
со слезами, плача и рыдая: "Московское государство, - говорил он, - и прочие
города, большие и малые, - все разорены безбожниками... Завоевали поганые почти
всю Российскую землю. Только наш город, по благодати Божией, сохраняется Богом,
и мы живем так, словно ничего не боимся!"»
И слушали его и впрямь больше молодые, хотя сам он был не молод. Старшие
предпочитали держаться за свой покой, за нажитое, - как, может быть, продолжал
бы держаться и зажиточный, рассудительный мясник Козьма Минин, если бы не
пробудил преподобный Сергий его живую совесть и боль за Отчизну. А молодые стали
убеждать отцов:
- Что в нашем богатстве? Только на зависть поганым. Если они придут и возьмут
наш город, разве не сделают они то же, что в других городах? И разве устоит наш
город в одиночку? Нет, давайте отдадим всю жизнь и богатство на Божию волю и
начнём собирать ратных людей. А многие из нас и сами могут пойти - мы готовы
положить головы за освобождение христианской веры.
- На что нам имущество, на что нам дети и жёны, когда погибает вера Христова!
- решили наконец нижегородцы. - Если хотим помочь Московскому государству, не
пожалеем имущества нашего! Дворы и дома свои продадим, жён и детей заложим, но
соберём казну на ратных людей. Станем искать достойного человека, который бы
вступился за истинную веру и был у нас начальником. Дело великое совершим, если
Бог поможет.
И весь Нижний Новгород подписался под приговором, чтобы всем слушаться Козьму,
и отдали Козьме этот приговор. А он прежде всего начал с себя: оставив лишь
немногое в доме, всё своё имущество отдал в общий котёл, для снаряжения
ратников. Вслед за ним стали приносить много денег богатые купцы и торговые
люди. А общий приговор имел власть и над скупыми и нерадивыми - Козьма теперь
мог заставить раскошеливаться и их. Заражённые общим порывом, стали собирать
деньги и жители окрестных городов.
Под Арзамасом в то время находилось множество стрельцов с семьями из взятого
поляками Смоленска. По приглашению Минина они пришли в Нижний, а было их около
двух тысяч. Это и было началом создания ополчения - 6 января 1612 г.
И здесь Козьма Минин проявил себя как замечательный организатор. Видя, что
денег не хватает, он от имени совета ополчения обратился к зажиточным людям,
купцам с просьбой о займе денег до времени «московского очищения». Многие бояре
и дворяне враждебно встретили инициативу Козьмы, но средние слои населения в
своём большинстве поддержали Минина. Так, например, солепромышленники Никита и
Максим Строгановы внесли 4116 руб., москвич Григорий Никитников - 500 руб. и так
далее.
На эти деньги по всему уезду закупались железо и медь, древесный уголь и
олово. В одиннадцати кузницах мастера-оружейники день и ночь ковали сабли и
копья, в литейных ямах отливали пищали и пушки.
«Чем более умножалась казна, тем более приходило ратных людей, словно со всей
вселенной», - пишет Симон Азарьин. Вскоре войско возглавил князь Дмитрий
Михайлович Пожарский, опытный воевода, уже стоявший прежде во главе первого
ополчения (которое распалось из-за внутренних раздоров и, что очень важно,
недостатка средств). Войско отправилось к Москве, - конечно же, через Сергиев.
К стенам Троице-Сергиевой обители подошло уже большое и хорошо снаряжённое
войско. Отслужили молебен, а потом наедине Козьма поведал архимандриту Дионисию
о том, как явился ему преподобный Сергий и позвал на великое общее дело. Плакал
старый архимандрит и благодарил Пресвятую Троицу, и Пречистую Деву Богородицу, и
преподобного Сергия о великом их заступлении. Но пока не завершилось дело
освобождения Москвы, никому не рассказывал о том...
Войско отходило от обители к Москве, а архимандрит Дионисий осенял ратников
крестом и повелел кропить святой водою. В лица ратников дул такой сильный ветер,
что они едва могли усидеть на конях. «Дурное предзнаменование!» - думали многие
и страшились неведомого будущего. Но вот под конец подъехали под благословение к
архимандриту князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин. И когда архимандрит
Дионисий в спину осенил крестом отъезжающих предводителей рати - внезапно
встречный ветер переменился и стал дуть в спину войску, «от обители Святой
Троицы, словно от самого гроба чудотворца Сергия. И было веселье и радость среди
воинов, потому что они получили надежду и ожидали милости Божией».
Поход ополчения под Москву был успешным, но ещё не решающим. Поляки не были
выбиты из города, а в войсках ополчения начались разногласия и нестроения. Тогда
архимандрит Дионисий и келарь Авраамий оставили Сергиеву обитель и пришли под
Москву мирить войско. Казакам, которые жаловались, что они обеднели, а им
жалованья не платят, обещали отдать всю Сергиеву казну.
И снова слово летописцу - келейнику архимандрита Дионисия Симону Азарьину:
«И вот в подходящее время оба полка, дворяне и казаки, кликнули кликом
чудотворцевым: «Сергиев! Сергиев!» - и единодушно устремились на поганых. И
помог им Господь Бог, по молитвам преподобного Сергия: били они и рубили врагов
и покрыли поля московские телами поганых; оставшиеся же побежали без оглядки и
убежали в свою землю».
«Тогда власти троицкие привезли из монастыря, из казны и из ризницы, все
дорогие вещи... в табор к казакам и положили перед ними. А те стали говорить,
стыдясь друг друга: "Всё это собиралось долгие годы, да и принесено в дар
Господу, для службы". Устыдились казаки... и всё привезённое вернули в Сергиеву
казну в полной сохранности».
Вскоре захваченная и разорённая поляками Москва была взята: 22 октября 1612
года русские войска взяли Китай-город, а через пять дней польский гарнизон сам
покинул Кремль, не выдержав осады.
Святая Русь не погибла.
Страничку подготовила
Анастасия. По материалам книги
Елены Тростниковой «Преподобный Сергий»
1 | 2 |
3
| 4 | 5 |
6 |
7 |
8 |
9 | 10
| 11 | 12
| 13 | 14 | 15 | 16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26
Главная |
Карта сайта >>
Христианство >>
Религия Христианство
Молитвы Иконы и святые
Ангелы
Христианство и ведовство
Литература
|