1 | 2 |
3
|
4 | 5 |
6
Вместе со Христом
Апостол и евангелист Иоанн Богослов был второй сын рыбака Зеведея и
Саломии,
дочери Иосифа Обручника, младший брат
апостола Иакова. Вместе с братом Иоанн
помогал отцу в рыбной ловле на озере Галилейском. Не склонный к мирской жизни,
Иоанн удалялся от мира и навсегда остался девственником. Он был одним из первых
последователей
Иоанна Предтечи, от которого узнал о пришествии Мессии - Христа.
Это было при Иордане. Здесь Иоанн Креститель обыкновенно проповедовал народу о
покаянии. Однажды во время проповеди вдали показался Христос. Иоанн указал на
Него ученикам своим. То же случилось и на следующий день. Тогда два ученика
Предтечи,
Андрей, сын рыбака Ионы, и Иоанн, сын рыбака Зеведея, оставили своего
учителя и пошли за Христом. Было немного за полдень. В Его жилище они пробыли до
ночи (Ин. 1:29-40).
Душа у Иоанна была нежная, привязчивая, и он уже с этого дня полюбил Христа.
Эта любовь не была любовью Петровой, то вспыхивающей ярким пламенем, то по
временам ослабевающей, - нет, любовь Иоанна ко Христу горела тихим, неугасимым
светом, таилась в глубоких тайниках его сердца и проявлялась там, где было
особенно нужно. Проведя почти полдня в беседе со Христом,
Иоанн привязался к Нему душой, но он еще оставался пока в доме отца и продолжал
помогать ему в рыбной ловле. Впрочем, немного спустя Сам Христос призвал Иоанна
идти вслед за Собою, и тогда уже ничто не могло удержать его в доме
родительском. Это случилось после чуда на озере Галилейском.
Иоанн видел чудесную ловлю рыбы, видел, как по
слову Господню, Петр бросил свои сети и последовал за Христом, - и понял, что
только Бог может творить такие чудеса. Сам Иоанн с братом Иаковом в это время
помогал отцу своему Зеведею, который, сидя в лодке, чинил сети. Призвав двух
братьев, Петра и Андрея, Господь, проходя затем мимо лодки Зеведея, призвал и
других двух братьев, Иакова и Иоанна. Они немедленно пошли за Христом, оставив
отца в лодке с работниками (Мф. 4:18-22). Избрав в число двенадцати апостолов
Иакова и Иоанна, Господь назвал их «Воанергес» - сыны громовы. В
отношении к Иоанну это наименование означало, кроме пламенной ревности, высоту и
силу его учения о Христе, Сыне Божием. Этим учением апостолу предстояло, как
громом, огласить вселенную.
За кротость и незлобие, за чистоту и девственное
целомудрие Иоанн, преимущественно пред другими апостолами, пользовался особенной
любовью Господа. Казалось, божественный Учитель не мог разлучиться со Своим
любимым учеником. Все, что совершил Господь особенно важного, - происходило в
присутствии Иоанна. Воскрешает ли Он мертвых, Его сопровождает любимый ученик;
преображается ли Господь на Фаворе, Иоанн является свидетелем Его божественной
славы; учреждает ли Он последнюю таинственную вечерю, приготовления к ней
делаются чрез этого же чистого и целомудренного ученика. И во время самой
вечери, последней в земной жизни Господа, с какою любовью позволяет Он Своему
другу возлежать на груди Своей, и одному ему открывает, кто Его предатель (Ин.
13:21-26). Наконец, Иоанн сопровождает Христа в сад Гефсиманский, где Господь
молился в последние минуты пред Своим страданием.
Велика, можно сказать, безпредельна была и любовь
Иоанна к своему Учителю. Любовь эта имела такой характер ревности, что, несмотря
на всю душевную чистоту Иоанна и нежность его любящего сердца, она нуждалась еще
в смягчении и исправлении. И Господь пользовался всяким случаем для
нравственного воспитания Иоанна, для особенного очищения его души. Так, однажды
Иоанн увидел неизвестного ему человека, который именем Иисуса изгонял бесов, и
запретил ему употреблять это божественное имя. Господь не одобрил его рвения.
«Не запрещайте, - сказал Он Иоанну и другим апостолам, - ибо кто не против вас,
тот за вас» (Лк. 9:49-50). Так Христос хотел показать Иоанну, что в его
ретивости незаметно скрывается зависть, ибо истинная ревность - это самая нежная
и пламенная любовь к людям.
В другой раз Иоанна возмутило, что жители одного
самарянского селения на ночь глядя затворили ворота пред его Учителем. Ученики
(а вместе с Господом были Иаков и Иоанн) просят позволить низвести с неба огонь
на неблагодарных самарян. Но Иисус запретил со словами: «Не знаете, какого вы
духа, ибо Сын человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:55-56). Здесь Иоанн
получает новый урок, показывающий, что дух Евангелия - дух любви. Так, пока не
было трудных поворотов в жизни, любовь Иоанна к Учителю воспитывалась и
укреплялась Самим Господом.
Но вот настало время страданий Христа. Тогда-то любовь Иоанна ко Господу
открылась во всей своей полноте и силе. Ни один из апостолов не устоял против
ужасного испытания. Страх всех их обратил в бегство, когда божественный Учитель
был взят врагами (Мк. 14:50). Только
Петр с Иоанном издали следовали за Иисусом
и пришли на двор первосвященнический, где Его били и издевались над Ним. Но и
Петр, пламенный и ревностный Петр, выражавший готовность идти за Учителем на
смерть, и тот не выдержал испытания до конца и малодушно отрекся. «Не знаю я
этого человека», - боязливо говорит он. Один только Иоанн остался верным чувству
любви своей, ни на минуту не отлучаясь от Христа. Никого из апостолов не было
при всех страданиях, оскорблениях и уничижениях Господа, только любимый ученик
Его, со скорбной душой, с болью в сердце, печально следил за всем, чему
подвергался Спаситель. Его любовь ко Господу в это ужасное время была
неизменной. Она не предавалась ни безполезной смелости, ни безотчетному страху,
подобно любви Петровой, - неотразимою силой влекомая ко Христу, она издали
следила за неистовыми движениями злобы, она скрывалась в толпе безумствующей
черни... Эта сильная, чистая и святая любовь привела Иоанна ко кресту и не
отпускала с места позорной казни.
Но наконец ужасное, неслыханное злодеяние совершено: Христос, Сын Божий,
пригвожден ко кресту, и грубые воины принялись делить по жребию одежды Господа.
Вот и лобное место стало пустеть. Зрители расходились, унося в себе - кто
бешеную радость, иные - гордое презрение, а другие - непритворную горесть и
отчаяние. Только немногие самые близкие ко Господу люди, и между ними Иоанн,
остались у креста. Не как простые, праздные зрители стояли они здесь - они не
могли не сопереживать Страдавшему за всех, при виде Его ужасных, нечеловеческих
страданий.
Безмолвствовал Иоанн, но тем сильнее и красноречивее всяких слов говорили его
чувства, и этот голос пламенно любящего сердца был услышан Господом с креста.
Безпримерная любовь Иоанна награждена, и - наградой небывалой, высокой. Христос
усыновил Иоанна
Матери Своей. «Бот сын Тебе», - говорит Он исстрадавшейся
Богородице. И, обратившись к Иоанну, продолжает: «Вот Матерь тебе». Только
возлюбленному ученику Своему, ему одному и любви его, Господь вручил Свое
драгоценное сокровище, только ему, чистому и непорочному, доверил заботы о
Пречистой и Пренепорочной. И Иоанн в точности исполнил божественное завещание -
подобно самому преданному и нежному сыну, он был верным хранителем спокойствия
Богоматери до самого блаженного Ее Успения.
Наступили тяжелые, печальные для апостолов дни. Все они были в унынии. Но вот
на утро третьего дня
Мария Магдалина с другими благочестивыми женами, взяв
благовония, пошла ко гробу Господню (Мк. 16:1-4). С ужасом увидала Мария, что
камень отвален от дверей гроба, да и сам гроб пуст. Она поспешила к Петру и
Иоанну и с горестью рассказала, что кто-то унес тело Господа из гроба, и -
неизвестно, где положил. Между тем прочие жены, не зная, что и подумать, вошли
внутрь пещеры и, действительно, не нашли тела Христова. Но внезапно предстали
пред ними два ангела и возвестили, что Христос воскрес из мертвых, и велели
сообщить об этом апостолам.
Но не поверили ученики Христовы этой вести - пустой и ложной она им
показалась. Петр, увидев гроб пустым и только одни пелены лежащие, ушел назад,
дивясь виденному, - он все еще сомневался (Лк. 24:1-12). Иоанн же вошел в самый
гроб. Любящее сердце его стремилось вперед - он всем сердцем уверовал, что
воскрес Христос.
Страничку подготовила
Анастасия
Акафист апостолу Иоанну Богослову
1 | 2 |
3
|
4 | 5 |
6
Главная |
Карта сайта >>
Христианство >>
Религия Христианство
Молитвы Иконы и святые
Ангелы
Христианство и ведовство
Литература
|